Все об обитателях аквариума

Для кратковременной перевозки аквариумных организмов применяют любые чистые емкости без острых углов и посторонних предметов (включая растения) внутри, способных причинить неудобство рыбам и беспозвоночным. Для этих целей подходят ванны и канистры из пищевых пластиков и оргстекла, эмалированные и алюминиевые бидоны, стеклянные банки всевозможных форм и размеров, различные термосы и т. д. Предпочтительнее, конечно, прозрачная посуда — в ней проще осуществлять контроль за состоянием живых объектов.

Длительность нахождения животных в транспортной таре определяется температурой воды (для тропических обитателей она равна 24-28 градусов С, для холодноводных — до 19 градусов), плотностью посадки и освещенностью.

Для поддержания температурного оптимума используют изотермические пенопластовые ящики, сумки-термосы и т. п. При необходимости сверху или по бокам внутренней упаковки помещают буферные грелки с подогретой водой или льдом. Необходимо помнить, что чем выше температура воды, тем меньше растворяется в ней кислорода, а обмен веществ рыб активнее. Плотность посадки зависит от размеров, сытости рыб и их физиологических особенностей (возраста, крепости конституции, требовательности к среде и др.). За сутки перед отправкой рыбу не кормят. Плохо переносят путешествия слабые, старые и больные экземпляры. Лучший «дорожный» размер крепких, здоровых мальков составляет для мелких видов 1.5-2.5 см, для крупных 2-4 см. Чем массивнее рыба, тем разреженнее должна быть посадка.

Темнота успакаивающе дейтсвует на рыб, двигательная активность у них снижается, легче переносятся транспортные стрессы. Поэтому освещенность при перевозке должна быть минимальной.
Самое рациональное — перевозить гидробионтов в двухслойных политиленовых пакеетах или руковах с кислородом или озоном (соотношение воды и кислорода 1:2 или 1:4). Пакеты должны быть с широкими прочными швами, рукав заплавляется с двух сторон; для страховки концы обматываются изолентой, стягивают резиновыми кольцами) или оборудуются специальными зажимами.

Животных с кожным дыханием (илистых прыгунов, змееголовов и др.) можно переправлять во влажной среде с минимальным количеством воды. В целом для рыб, имеющих дополнительные органы дыхания (анабасовых, сомиков и др.), в качестве наполнителя используют смесь воздуха и кислорода (1:1), озон для них противопоказан. На литр воды животных по массе может приходится от 50 до 150 г при времени от 35 до 70 ч. При длительной траспортировке следует иметь резерв чистой воды и возможность перезарядить пакеты новой порцией кислорода. Погибающих и павших рыб удаляют из кулька сразу же.

Интересен метод наркотизации рыб, при котором они как бы впадают в анабиоз. Плотность посадки при этом возрастает в 203 раза, но одновременно увеличивается риск гибели и стерилизации животных. Наркоз проводят следующими водорастворимыми препаратами: амобарбитала (для морских рыб) 105-130 мг/л, амиленгидрата (0.5-1.25 мл/л), хлоральгидрата (2.3-3.1 г/л) и трикаина (MS-222) 10 мг/л. Реакцию воды стабилизируют бикарбонатом натрия (50 мг/л). В отдельных случаях наркотизацию применяют при лечении и фотографировании рыб. В чистой воде рыбы полностью просыпаются за полчаса.

При упаковке внутреннего пакета в него сначала наливают свежую, профильтрованную воду, адаптированную к потребностям того или иного вида. После этого осторожно отлавливают рыб и перемещают их на новое местожительство. Крупные виды, имеющие колючие плавиники (косатки, синодотисы, цихловые, осетровые и др.), траспортируются в трехслойных пакетах с прокладками из плотного пергамента между слоями и т. п. Для дизенфекции в воду добавляют трипафлавин (5 мг/л), метиленувую синь (1 мг/л), эрициклин (25 мг/) и т. п. Для морских животных лекарства не применяют. Затем зи пакетаруками выпускают воздух, вставляют резиновых шланг (погружая его в воду), перехватывают сдутый пакет у верха и нагнетают вислород из кислородной подушки или балона. Горловину пакета (5-7 см) свивют в спираль и фиксируют одним или несколькими резиновыми кольцами. При перевозке мелких рыб углы пакетов заплавляют на 4 мм, перетягивают резиновыми кольцами (широкой лентой) или обматывают по шву через верх изоляцией (лейкопластырем). При перевозке на самолетах пакет нельзя сильно накачивать, его поверхность должна слегка продавливаться. В противном случае из-за перепадов давления может произойти разгерметизация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *